0/5

Технологии в fashion-ритейле: выживает простейший

Технологии в fashion-ритейле: выживает простейший
время публикации: 12:30  13 февраля 2017 года
Большинство новых технологий, которым прочат будущее в ритейле, получают старт именно в fashion-сегменте: дополненная реальность для примерки одежды, данные со спортивных девайсов для подбора обуви и т.д. Посмотрим, насколько полезны и жизнеспособны решения, предлагаемые рынку.
Виртуальная и дополненная реальность

Виртуальные примерочные, о которых так много говорили еще два-три года назад, так и не нашли массового применения на российском рынке.

«Основная причина – сложность реализации, - объясняет Денис Петроченков, автор блога detailonretail.ru. –Мы сможем активно внедрять виртуальные примерочные только тогда, когда у нас появятся технологии быстрого трехмерного сканирования и встройки в программу профиля каждого нового клиента. А пока это дорого и сложно».

Пока виртуальные технологии ожидают своего часа, появляются более простые в реализации идеи для примерочных.

Так, например, компания Teamidea создала «умную» примерочную. Она представляет собой зеркало со встроенным в него сенсорным экраном. На экране отображается вся информация о внесенной в кабинку одежде – данные о товарах считываются с RFID-меток. Кроме того, зеркало дает рекомендации по подбору аксессуаров и других товаров, подходящих к выбранному, а также позволяет отправить запрос консультанту на дополнительную вещь, замену цвета или размера.

Представьте, что вы выбрали несколько вещей и вошли в примерочную. RFID-сканер «считал» все метки. На зеркале в кабинке отображается вся информация по каждому товару и вы можете сделать заказ на другой размер или цвет, нажав на зеркале кнопку «Принести». Запрос приходит на смартфон консультанту, в виде push-уведомления. Если консультант подтверждает заказ, это мгновенно отображается на экране-зеркале - значит, консультант уже несет нужную модель.

Пока сложно сказать, сократит ли новая технология очереди в примерочные, или поможет консультантам быстрее возвращать в зал неподошедшие модели.

«C дополненной реальностью пока тоже не так все с ней просто. Успех и хайп PokemonGo очень быстро прошли, у нас так и не прижились», - полагает Денис Петроченков.

Fashion_tech_AR.jpg

 

На западе интерес к дополненной реальности пока активен, крупные ритейлеры берут эту технологию на вооружение. Так, GAP недавно представил проект своей онлайн-примерочной – приложение для смартфона, использующее AR-технологии. Пользователь может выбрать понравившуюся вещь из каталога и «примерить» ее на виртуальный манекен, учитывая строение фигуры и размер. Подходящий товар можно заказать и оплатить, не выходя из приложения. Проект пока находится в пилотной стадии и доступен лишь ограниченному кругу пользователей – владельцам устройств, поддерживающих AR-платформу Tango.

Разумеется, такая примерка неидеальна, так как одежда «примеряется» на некую усредненную модель. Но именно поэтому приложение будет простым в обращении и доступным. В отличие от виртуальных примерочных здесь нет никаких сложностей со сканированием реальной фигуры покупателя и дальнейшим облачением ее в выбранные модели.


Читайте также: Pokemon Go или как использовать дополненную реальность в ритейле


Набирает обороты на западе и проект с российскими корнями – Cappasity. Это облачный сервис для создания трехмерных изображений товаров и встраивания их на страницы интернет-магазинов. Все, что нужно продавцу – несложное оборудования для фотосъемки, аккаунт Cappasity и бесплатное приложение для обработки фото – его предоставляет сам сервис.

Проект стартовал совсем недавно, но по результатам пилотных запусков в нескольких интернет-магазинах, можно утверждать, что на менее 70% посетителей просматривают 3D-изображения товаров. В перспективе у разработчиков проекта – создание и поддержка VR/AR –моделей товаров для интернет-магазинов.

RFID-метки

Эксперты делают большие ставки на применение в ритейле технологии RFID. Пример выше отлично демонстрирует то, как на базе этой технологии можно создавать реальную ценность для покупателя. Хотя у радиочастотных меток есть намного больше применений, не так очевидных для посетителей магазина.

RFID позволяет ритейлеру оптимизировать ключевые бизнес-процессы – приемку товара, инвентаризацию, отслеживание товара. И уже на базе этих процессов строить новые: бесконтактную оплату, омниканальные продажи и т.д.

Fashion_tech_RFID.jpg

Технология стала внедряться в ритейле около 10 лет назад, когда появились первые метки небольшого размера - их можно было легко размещать на товарах. Первыми опробовали технологию для оптимизации складских процессов производители FMCG-товаров и  food-ритейл – Procter&Gamble, Pepsi, Coca-Cola. Самый известный кейс с применением RFID – это история Wal-mart, который перевел всех своих поставщиков с обычных штрихкодов на радиочастотные метки.

«RFID, радиочастотные метки – очень интересная технология. Я считаю, что за ней – будущее, - рассказывает Денис Петроченков. - Ей уже пользуются Adidas и Zara, и все больше компаний присматривается к этой технологии. Плюсов масса: простое отслеживание товара в магазинах, инвентаризации без проблем, возможность бесконтактной оплаты. RFID-метки незаменимы при построении омниканальных продаж - ритейлер точно знает, где у него и какой товар, может доставить его из другого магазина или подсказать покупателю, где его забрать по пути с работы».

Digital Singage

Еще одна технология, которой прочат хорошие перспективы – Digital Signage. За звучным названием скрывается простая идея – отображение нужной информации в нужном месте с помощью цифровых устройств – мониторов, панелей, планшетов и т.д.

По мнению Дениса Петроченкова весь потенциал этой технологии пока не используется. Есть редкие случаи внедрения, но, в основном, это самые простые экраны и видеостены.

Fashion_tech_singage.jpg

«Суть технологии в том, чтобы, распознать клиента перед кассой, монитором киоска в магазине или телевизором, где мы показываем ему рекламу, и показать ему максимально интересный контент. Такой подход существенно повышает отклик и эффективность рекламных кампаний», - рассказывает Андрей Жуков, директор по продажам в секторе розничной и оптовой торговли, SAP СНГ.

Тем не менее, уже сейчас существуют решения, предполагающие именно адресную, персонализированную демонстрацию контента.

Так, российский проект #upnews предлагает ритейлу простой инструмент для создания и управления медиаконтентом. С помощью несложного приложения, экрана и медиаплеера можно транслировать в торговых залах или на витринах собственные видеоролики, фотографии или трансляции видеоблоггеров из YouTube.

При этом #upnews не только транслирует контент. Инфраструктура на базе iBeacons позволяет идентифицировать каждого пользователя, отслеживать его поведение внутри магазина и персонифицировать рекламу магазина, предоставляя каждому уникальные спецпредложения.

Интернет вещей

IoT – огромный пласт технологий, применимых в ритейле.

«Сегодня новые технологии позволяют не просто завлечь покупателя, а вывести отношения с ним на новый уровень, и параллельно улучшить внутренние процессы магазина. Трендом в этой сфере является Интернет вещей, - комментирует Андрей Жуков. - Использование в магазинах различных датчиков позволяет интерактивно общаться с клиентом во время его шопинга в магазине и влиять на процесс покупки. Например, среди активных пользователей технологии iBeacon всемирно известные бренды Hamleys, Armani, Longchamp и Hackett. С ее помощью они отправляют эксклюзивные push-уведомления проходящим мимо магазина покупателям о новых промоакциях, эксклюзивных предложениях и т.д.

Некоторые ритейлеры находят нестандартные применения этой технологии. Так известный ювелирный американский бренд Alex & Ani с помощью маячков информировал клиентов о ювелирных изделиях, а, когда они приходили, концентрировался на сборе данных для усовершенствования планировки магазинов, чтобы повысить их рентабельность.

Другой американский бренд Under Armor использует данные с транзакций, фитнес-трекеров и приложений, социальных сетей 190 млн клиентов. Компания собирает информацию о местоположении пользователей, их спортивных предпочтениях и интенсивности тренировок и на их основе делает тепловую карту города. На базе этого они варьируют, например, размещение рекламы, графики работы магазинов и т.д. В прошлом году компания демонстрировала кейс, как шагомер в кроссовках предлагает покупателю через приложение или сайт купить новую пару, так как его старая вероятнее всего износилась».

fashion_tech_device.jpg

Недавно крупнейший Fashion-ритейлер H&M объявил о сотрудничестве с Google. В планах тандема – реализация концепции «data dress». Предполагается, что разрабатываемое Android-приложение будет отслеживать перемещения покупательницы, фиксировать ее маршруты, передвижение пешком или в авто, собирать сведения об окружающих погодных условиях и т.д. На основе собранных данных будет разработан абсолютно индивидуальный дизайн платья, соответствующий всем потребностям своей будущей владелицы.

Как это будет работать? Например, если покупательница живет в Швеции и ей не очень повезло с климатом - платье будет выполнено из вельвета. Приложению «известно», что девушка предпочитает танцевальные вечеринки, значит, новый наряд будет украшен стразами.


Читайте также: Интернет вещей: ритейлеры готовы экспериментировать


Но, не будем забегать так далеко. По мнению Дениса Петроченкова, основная сложность внедрения технологий в России – это их стоимость, а также отсутствие хороших каналов передачи данных. В масштабах страны – даже у крупных иностранных ритейлеров Wi-Fi есть не в каждом магазине.

Хотя, идея однажды утром обнаружить под дверью новую пару обуви, отпечатанную на 3D-принтере и доставленную дроном по заказу шагомера из старой пары, кажется вполне осуществимой :)

О будущем мечтала
Мария Сысойкина

0
Реклама на New Retail. Медиакит